Сомов Анатолий Викторович

Базы данных.

Базы данных – это один или несколько файлов предназначенных для хранения, изменения и обработки больших объёмов взаимосвязанной информации. В БД могут храниться:

Система управления базами данных – это комплекс программных языковых средств, необходимых для создания БД, поддержания их в актуальном состоянии и организации поиска в них необходимой информации. Проще говоря, СУБД позволяет объединять большие объёмы информации, обрабатывать их, сортировать, делать выборки по отдельным критериям.


Функции и основные характеристики СУБД.


  1. Управление данными во внешней памяти

  2. Управление буферами оперативной памяти

  3. Управление транзакциями

  4. Журнализация и восстановление БД после сбоев

  5. Поддержка языков БД


Управление данными во внешней памяти

Управление данными во внешней памяти включает обеспечение структур внешней памяти для хранения БД и для служебных целей, например для ускорения доступа к данным.

Управление буферами оперативной памяти.

СУБД, как правило, работает с большим объёмом информации БД, чем оперативная память компьютера. Для увеличения скорости СУБД используется буферизация данных оперативной памяти.

Управление транзакциями.

Транзакции – это группа последовательности операций, которая представляет собой единицу работы с данными. Транзакция может быть выполнена целиком успешно, либо не выполнена. Понятие транзакции необходимо для поддержания логической целостности БД.

Журнализация и восстановление БД после сбоя.

Одним из основных требований к СУБД является надежность хранения данных во внешней памяти. Под надежностью хранения понимается то, что СУБД должна быть в состоянии восстановить последнее целостное состояние БД после любого аппаратного или программного сбоя. Обычно рассматриваются два возможных вида аппаратных сбоев: так называемые мягкие сбои, которые можно трактовать как внезапную остановку работы компьютера, например, аварийное выключение питания, и жесткие сбои, характеризуемые потерей информации на носителях внешней памяти. В любом из описанных случаев для восстановления БД нужно располагать некоторой избыточной информацией. Наиболее распространенным методом формирования и поддержания избыточной информации является ведение журнала изменений БД.

Журнал - это специальная служебная часть БД, недоступная пользователям, в которую поступают записи обо всех изменениях основной части БД. В виду особой важности этой информации для восстановления целостности базы данных после сбоев, важно обеспечить сверхнадежное её хранение. В некоторых СУБД поддерживаются две копии журнала, располагаемые на разных физических дисках. В разных СУБД изменения БД фиксируются на разных уровнях: иногда запись в журнале соответствует некоторой логической операции изменения БД, например, удаление строки из таблицы реляционной БД, иногда - минимальной внутренней операции модификации страницы внешней памяти, а иногда одновременно используются оба подхода. Во всех случаях придерживаются стратегии упреждающей записи в журнал. То есть, запись об изменении любого объекта БД должна попасть во внешнюю память журнала раньше, чем измененный объект попадет во внешнюю память основной части БД. Если в СУБД корректно соблюдается это условие, то с помощью журнала можно решить все проблемы восстановления БД после любого сбоя.

При мягком сбое во внешней памяти основной части БД могут находиться объекты, модифицированные транзакциями, не закончившимися к моменту сбоя, и могут отсутствовать объекты, модифицированные транзакциями, которые к моменту сбоя успешно завершились из-за использования буферов оперативной памяти, содержимое которых в этой ситуации пропадает. При соблюдении стратегии упреждающей записи, во внешней памяти журнала должна находиться информация, относящаяся к операциям модификации обоих видов объектов. Целью процесса восстановления после мягкого сбоя является состояние внешней памяти основной части БД, которое возникло бы при фиксации во внешней памяти изменений всех завершившихся транзакций и которое не содержало бы никаких следов незаконченных транзакций. Для того чтобы этого добиться, сначала производят откат незавершенных транзакций, а потом повторно воспроизводят те операции завершенных транзакций, результаты которых не отображены во внешней памяти.

Для восстановления БД после жесткого сбоя используют журнал и архивную копию БД. Архивная копия является полной копией БД к моменту начала заполнения журнала. Восстановление БД состоит в том, что, исходя из архивной копии, по журналу воспроизводится работа всех транзакций, которые закончились к моменту сбоя.

Поддержка языков БД.

Для работы с базами данных используются специальные языки, в целом называемые языками баз данных. В ранних СУБД поддерживалось несколько специализированных по своим функциям языков. Чаще всего выделялись два языка - язык определения схемы БД (SDL - Schema Definition Language) и язык манипулирования данными (DML - Data Manipulation Language). SDL служил, главным образом, для определения логической структуры БД, какой она представляется пользователям. DML содержал набор операторов манипулирования данными, позволяющих вводить, удалять, модифицировать и выбирать данные. В современных СУБД, обычно, поддерживается единый интегрированный язык, содержащий все необходимые средства для работы с БД и обеспечивающий базовый пользовательский интерфейс. Стандартным языком наиболее распространенных в настоящее время реляционных СУБД является язык SQL (Structured Query Language).

Язык SQL содержит специальные средства определения ограничений целостности БД. Ограничения целостности хранятся в специальных таблицах-каталогах. Обеспечение контроля целостности производится на языковом уровне. При компиляции операторов модификации БД, компилятор SQL, на основании имеющихся ограничений целостности, генерирует соответствующий программный код.

Специальные операторы языка SQL позволяют определять так называемые представления БД, фактически являющиеся хранимыми запросами. Для пользователя представление является такой же таблицей, как любая базовая таблица, хранимая в БД, но с его помощью можно ограничить или расширить видимость БД для конкретного пользователя. Поддержание представлений производится также на языковом уровне.


Классификация СУБД.

СУБД можно классифицировать по:

  1. типу управляемой базы данных

    1. иерархическая база данных – в этой базе данных каждый элемент связан только с одним вышестоящим элементом

в этой базе данных существуют следующие понятия


    1. сетевая модель данных

    1. Реляционная модель данных – все данные в этой модели представлены в виде двумерного массива (таблица)

Простейшая модель реляционной БД представляет собой одну таблицу.


#

Вид детали

Название

1

тела вр.

вал

2

тела вр.

втулка

3

не тела вр.

плоские

4

не тела вр.

объёмные


Но чаще всего БД состоит из множества таблиц, связанных между собой.

Отделение

ФИО преподавателя

1

АТП


2

БУ


3

ЭП



Отделение

Группа

1

ЭП

04эпп

2

АТП

04атпп


Группа

ФИО студента

1



2



3




  1. Классификация по архитектуре хранения данных

    1. Локальные СУБД. Все части СУБД находятся на одном компьютере.

    2. Распределённые. Части БД могут распологаться на нескольких компьютерах.

  2. По способу доступа к БД

    1. Файл-серверные. Вся БД располагается на файл-сервере. Клиент-сервер. Программа БД располагается на клиентской машине. Доступ к данным осуществляется через локальную сеть. Преимуществом этой архитектуры является низкая загрузка процессора на сервере, а недостатком – высокая загрузка локальной сети. Такие системы уже устарели(MS Access).

    2. Клиент-серверные. Такие СУБД состоят из клиентской части и сервера. Эти системы обеспечивают разграничение доступа между пользователями (мало загружают сеть и клиентские машины)(Oracle, MySQL, MS SQL).

    3. Встраиваемые. – эти СУБД представляют собой библиотеки, которые хранятся на локальной машине, доступ осуществляется через особые функции СУБД.





Этапы проектирования базы данных.


При проектировании БД решаются три основных проблемы:

Определяют предметную область (задание), модель базы данных, строим структуру базы данных – инфологическое проектирование.

Определяют систему управления БД для нашей предметной области. Описание БД на языке СУБД – логическое проектирование.

Определяют виды данных и метод доступа к ним (запросы, отчёты, формы) – физическое проектирование.






Инфологическое проектирование.

Цель инфологического проектирования состоит в получении моделей, отражающих предметную область и информационные потребности пользователей. В качестве инструмента для построения модели данных на этапе проектирования является модель «сущность-связь»(Entity-Relationship или ER). С помощью ЕР-модели можно наглядно отобразить данные, используемые в базе данных. Основным понятиями ЕР модели являются сущность, связь и атрибут.

Сущность – это реальный объект предметной области, информация о котором должна сохраняться и быть доступной. Различают такие понятия как тип сущности и экземпляр сущности. Понятие тип сущности относится к набору однородных предметов, событий или идей выступающих как целое. Экземпляр сущности относится к конкретной вещи в наборе.

Атрибут – это поимённая характеристика сущности, определяющая его свойства и принимающая значение из некоторого множества. Каждый атрибут обеспечивается именем, уникальным в пределах сущности. Например, у сущности АВТОМОБИЛЬ присутствуют атрибуты: марка, цвет, номерной знак.

Сущности можно представить в трёх видах:

  1. Графическом

    Класс

    Название сущности

    • Фамилия

    • Оценки по математике

    • Оценки по русскому

    • Адрес

    • Школа



    Атрибуты

  2. Текстовом

Класс (Фамилия, оценки по математике, оценки по русскому, адрес, школа)


  1. Табличная форма

Класс

Фамилия

Оценки по математике

Оценки по русском

Адрес

Школа

Иванов

3

4

Москва

445

Спиртов

4

5

Саратов

34

Петров

3

4

Клин

458



Земля

Название сущности

* Страна

  • Столица

  • Материк

  • Язык

  • Площадь



Атрибуты


Земля (страна, материк, столица, площадь, язык)

Связи.

Связь – это некоторое соединение между двумя сущностями.

Существует 3 типа связи:

  1. Один к одному

ФИО

Адрес

Код страны





Кд гр

Преподав






ФИО

Год рожд.

№ зарег. брак





ФИО

Год рожд

№ зарег. брак













  1. Один ко многим

Страна

название

столица

площадь

маетрик


Материк

назв материка

площадь

полушарие


  1. Многие ко многим





Сущности делятся на 4 класса:


Поставка продукции на склад.

  1. сначала определяется, какие данные должны быть включены в БД.

    1. Наименование

    2. Цена

    3. Ед. измерения

    4. Хим. состав

    5. Габарит

    6. Дата поставки

    7. Место на складе

    8. Стоимость поставки

    9. Объём поставки

    10. Наименование предпр. поствщика

    11. Вид собственности

    12. Директор предприятия

    13. Телефон предприятия

    14. Город

    15. Район

Продукция (код продукции, наименование продукции, цена, ед. измерения).

Информация о продукции (код продукции, хим.состав, габариты)

Предприятие (код предприятия, наименование, вид собственности, директор, телефон, код города)

Расположение (код города, город, район)

Поставка (код предприятия, код продукции, номер поставки, дата поставки, стоимость поставки, объем поставки, место на складе)

Код продукции

Наименование продукции

Цена

Единица измерения



























  1. Название специальности

  2. Код спец.

  3. Зав. отд.

  4. Тел. Зав. отд.

  5. Группа

  6. Кл. ре

  7. ФИО студента

  8. Адрес

  9. Кафедра

  10. Предмет

  11. Заведующий

  12. Телефон


Специальность (код. спец., название спец, ФИО зав. отд., тел. зав. отд.)

Группа (код группы, назв группы, код спец, кл. рук.)

Студент (код студента, ФИО студ, адрес студ., код группы)

Кафедра (код кафедры, назв. кафедры, тел. кафедры.)

Преподаватель (код преподавателя, ФИО преп., код каф.)

Предмет код предмета, назв. предмета.()

Часы (код предмета, кодреп)

-----------------------------------------------------

Автомобиль (номер, авто, год выпуска)

Владелец (номер, Ф.И.О. владельца, стаж)

Фирма страховщик (номер, Фирма страховщик, Адрес страховщика, Адрес офиса, стаж страховщика)

Поломка(номер, вид неисправности, стоимость, Ф.И.О. автомеханика, разряд, стаж работы, время устранения неисправности)




Первичный и внешний ключи

Ключ – это атрибут или несколько атрибутов, значением которых можно однозначно найти требуемый экземпляр сущности (строки в таблице). Каждая сущность должна обладать одним возможным ключом. Этот ключ называют первичным ключом.

Код студента

Фамилия

Группа

Оценка

1

Иванов

1

2

2

Сидоров

4

3

3

Петров

5

4

4

Джазирский

6

3


Студент

Код студента

Фамилия

Группа

Оценка



Отд

Фамилия

Оценка

Место рождения




















При выборе первичного ключа нужно придерживаться следующих правил:

  1. Ключ должен быть несоставным (Москвич 412)

  2. Ключом не должны быть атрибуты с длинными текстовыми значениями

  3. Ключ не должен принимать пустое значение


Внешний ключ сущности А соединяется с первичным ключом в сущности Б.




Студент

Код студента

Фамилия

Код группа

Адрес


Группа

Код группы

Название группы

Кл. рук.


При работе с внешними ключами необходимо решить три вопроса:

  1. Может ли внешний ключ принимать нулевые значения? – Этот вопрос программист решает исходя из конкретной базы данных.

  2. Что должно случиться при удалении группы в сущности группа с внешним ключом в сущности студент?

    1. Каскадируется – в сущности «студент» удалятся все строки с номером группы, которая была удалена в сущности группы.

    2. Ограничивается – в сущности «студент» ничего не изменится

    3. Для всех студентов удалённой группы внешний ключ устанавливается в 0-значение.

  3. Что должно происходить при попытке обновления первичного ключа в сущности группа?

    1. Каскадируется.

    2. Ограничивается.

    3. Установится в 0.


Ограничение целостности


Целостность – сохранность, неприкосновенность – понимается как правильность данных в любой момент времени. Поддержание целостности БД может рассматриваться как защита данных от неверных изменений. Выделяют три группы правил целостности:

  1. Целостность по сущности, т.е. не допускается, чтобы какой-либо атрибут, участвующий в первичном ключе принимал неопределённое значение.

  2. Целостность по ссылкам. Значение внешнего ключа должно быть:

    1. Равным значению первичного ключа подчинённой сущности

    2. Полностью неопределённым

    3. Целостность, определяемая пользователем

  3. Д

Для любой конкретной БД существует ряд дополнительных специфических правил, которые определяет разработчик. Например, диапазон значений (2...5), пол (м,ж).


Нормализация БД


Нормализация – это процесс организации данных, вклчающий создание таблиц и установления отношения между ними в соответствии с правилами, которые обеспечивают защиту данных и делают БД более гибкой, устраняя избыточность и несогласованные зависимости. Избыточность данных приводит к непродуктировному расходу места на диске и затрудняет обслуживание БД. В таблице, где хранятся следующие атрибуты имя, отчество, фамилия, группа, кл. рук. при смене фамилии кл.рука, нужно внести изменения столько раз, сколько студентов в группе. Несогласованная зависимость существует две таблицы: клиент банка и сотрудник банка, если таблицы не связаны, о при увольнении сотрудника банка, то в таблицу клиент самостоятельно придётся вводить. кто обслуживает данного клиента.


При проектировании таблиц необходимо соблюдать правила нормализации. Нормализация – это процесс организации данных путём ликвидации повторяющихся групп данных. Цель – привести таблицы к виду, удобному для редактирования. Таблица находится в нормальной форме, если она удовлетворяет требованиям. Существует пять форм. Из них в основном применяются первые три:

Из которых первые две являются промежуточными шагами к 3й.

Категория

Имя

Адрес

Кол-во

Дата заказа

123

17

Евгения

б-р Великой победы, дом 38

30

05.05.02

123

23

-//-

-//-

50

05.05.02

129

20

Екатерина

б-р Великой победы, дом 34

10

30.03.02

129

20

-//-

-//-

25

30.03.02














№ заказа

категория

Имя

Кол-во

Дата




Требования к первой форме:

значение полей атомарные

записи уникальны

требования к первой форме


1. Адрес клиента может быть если есть его заказ

2. Если удалить заказанный продукт, то удаляются данные о клиенте и заказе

3. Если изменится адрес клиента, то нужно редактировать несколько записей


Вторая нормальная форма:

1. Таблица находится во второй нормальной форме если её неключевые поля зависят от первичного.


Пример Олигофрен


Преобразовать таблицу к третьей форме


Таб номер

ФИО

оклад

Офис

Телефон

Дети

Имя

возраст

211

Иванов

200

12

6-16

С

10

И

8

А

12

258

Петров

250

12

6-16

И

16

300

Сидоров

300

6

3-06

С

8

И

9

301

Никоноров

280

6

3-06

О

12










Таб номер

ФИО

Оклад

Офис

Телефон


Имя

возраст

211

Иванов

200

12

6-16

С

10


211

Иванов

200

12

6-16

И

16























Приведём таблицу ко второй нормальной форме, т.е. каждый неключевой атрибут может зависеть от первичного ключа.

Табельный номер

ФИО

Оклад

Офис

Телефон












Табельный номер

Имя

В





Первую таблицу необходим преобразовать, т.к. есть данные, которые повторяются (офис, телефон). Мы ликвидируем избыточные данные и приведём таблицу к третьей форме.


Таб

ФИО

Оклад

Офис






Офис

Телефон офиса





Nстуд







25

Елезаров

ПУП

Лобанова

Физ-ра

Рябцев

Понед

Пение

Мастер

Вторник

30

Сидоров

ПУН

Грушкина

ОБЖ

Тонаконян

Среда

Физ-ра

Рябцев

Понед

31

Петров

ПУП

Лобанова

Физ-ра

Рябцев

Понед

ОБЖ

Токаконян

Среда

Физика

Цапко

Четверг


Фамилия






25







25







30







30







31







31







31








Логическое проектирование

На этом этапе проводится нормализация таблиц, вводятся дополнительные поля, обычно это код объекта (код студента, код предмета) окончательно определяются со связями между сущностями, определяют внешний и первичные ключи. По-окончании строят диаграмму.

Фамилия

Возраст

Отделение

Зав. отделением

Телефон

Задолжность по предмету

Преподаватель, номер аудитории.


1ая сущность(студент)

Фамилия - пк

Возраст

пол

отделение

задолжность - вк

преподаватели - пк


2ая сущность(отделение):

отделение пк

заведующий

телефон


Производим нормализацию таблицы

Рассматриваем сущность отделения, как видно, каждый атрибут не входящий в ключ зависит от ключевого атрибута.

Для удобства работы с БД вводим новый атрибут - код отделения. Сущность примет следующий вид:

Код отделения

Отделение

Заведующий отделением

Телефон

Студент.

Не все атрибуты зависят от ключа (фамилия + задолжность), следовательно нужно произвести нормализацию сущности Студент.


1ая сущность(студент)

Фамилия - пк

Возраст

пол

отделение

задолжность - вк


2ая сущность

Задолжность

Преподаватель

Номер аудитории


Вводим новые поля таким образом, чтоб ключевые поля и внешние ключи были числовыми.


1ая сущность(студент)

код студента

Фамилия - пк

Возраст

пол

код отделение

код задолжность - вк


2ая сущность

Код задолжности

Задолжность

Код преподавателя

Преподаватель

Номер аудитории


3я сущность(отделение):

отделение пк

заведующий

телефон


Код отд.

Отделение

Зав. отделения

Телефон










Код задолжности

задолжность

препод

аудитория


Код студента

ФИО

Пол

Возраст

Код отделения

код задолжности



Спроектировать БД



Грибы

Дерево

Месяц сбора

Тип леса

Цвет

Размер

Блюдо

Вид блюда


Грибы


Гриб

дерево

месяц

размер

съедобность


Блюдо


Гриб

Блюдо

Вид блюда


Дерево


Дерево

Тип леса


3 сущности соединяются единой объединяющей сущностью Гриб – Блюдо.


MS Access

Эта программа предназначена для создания систем управления реляционными базами данных. В аксес входят следующие компоненты

Таблицы. Они могут быть постоянной информации и переменной информации.

Таблица с пост. информацией содержит данные неменяющиеся в течение длительного времени.

Таблицы переменной информации – это таблица, в которой информация изменяется и дополняется пользователем.

Запросы. Предназначены для поиска и обработки информации в таблице. По заданным пользователям условиям. Запросы бывают:

на выборку

на обновление

добавление

удаление

создание таблицы

Форма. С помощью форм разрабатывают информационные системы для организации дружественного интерфейса между пользователем и программой. Форма:

формы для ввода данных в таблицы

форма для ввода условий выполнений запросов

кнопочные формы и формы-меню

Отчёты. Служат для вывода результатов обработки информации.

Управляющая программа.


Процесс создания таблиц БД можно подразделить на следующие этапы:

  1. Разработка физической модели данных (Определение полей в таблице)

  2. Создание таблицы с помощью конструктора таблиц

  3. Установление связи между таблицами

  4. Заполнение таблиц данными


Способы создания таблиц

Создание таблицы путём ввода даных

Создать таблицу с помощью мастера


компьютер предлагает стандартный набор таблиц и их полей. Пользователь выбирает поля для создания своей таблицы.


Создание таблицы в режиме конструктор. Пользователь сам определяет название полей и тип данных, хранящихся в них. В режиме конструктор вводится таблица, которая состоитт из 4х информационных блоков.

При создании имени поля придерживаемся следующих правил:

Имена полей не должны повторяться в одной таблице

Содержит не более 64 символов, включая пробел

Имя поля не должно начинаться с пробела

Имена полей могут зодержать любые знаки кроме

Тип данных:

текстовые – содержит 255 символов

поле мемо – это поле предназначено для ввода текста информации по объему, превышающему 255 символов и до 65 535 символов.

числовой. Подтипы

байт

интегер – 2 байта

4 байта – длинное целое

одинарное с плавающей точкой (4б)

двойное с плавающей точкой (8б)

счётчик – 4б. Поле содержит уникальный номер, определяемый аксес автоматически для каждой новой записи либо случайным образом, либо увеличением на 1

ЛОГИЧЕСКИЙ

Содержит два значения

Поле объекта OLE - в этом поле хранится ссылка на объект (ворд, ексель, рисунок, звук)

Гиперссылка – хранится ссылка

Масер подстановок – здесь может храниться набор значений, введённых пользователем

В описании хранится комментарий, поясняющий характер вводимых знаний, описание может быть пустым.


Свойства поля.

Для всех типов данных характерны следующие параметры:

подпись – может отсутствовать, а можно казать имя поля, которое будет выводиться в различных режимах просмотра таблицы.

Значение по-умолчанию. Здесь указывается значение поля, которое будет появляться при вводе в таблицу.

Условные значения. Здесь устанавливается ограничение на значение вводимых данных, например меньше 100. При задании условий применяются следующие операторы:

больше

меньше

В выражениях могут присутствовать следующие операторы:

OR

AND

Between

In проверяет есть ли значение в разрешённом списке.

Like проверяет значение полей текстовой или memo заданному шаблону.

Если параметр нет, то данные

Пустые строки

Разрешение на ввод пустых строк для полей текстовых и мемо

Индексированное поле – рекомендуется устанавливать для тех полей, для которых будет осуществляться поиск данных. Если нет – быстрее, если да – медленнее.

Сжатие юникод – используем для текстовых данных.

Свойства: размер поля и формат поля.

  1. Текстовый... хранит ....

  2. Числовой тип – размер поля может быть

Денежный – хх ххх,хх р

Фиксированный -

Форматом

  1. 345689

  2. 3 466

Полный формат даты.

Маска ввода

С помощью маски ввода указывается маска, позволяющая автоматизировать проверку ввода символов в поле. Она позволяет к таким полям как номер телефона, дата, применять. задать маску ввода вручную Знак меньше означает, что все значения преобразуются в строчные, знак больше – все значения преобразуются в заглавные

Если стоит 0, то в этой позиции распологается, + и – не допускются. Вводится цифра или пробел.

# в данной позиции может быть введён _ , цифра, + и –

L в данной позиции должна быть введена буква.

Используется для ввода имён, фамилий и отчеств.


Запросы

Обработка информации, содерж. в таблице БД осуществляется при помощи запросов. Запросы представляют собой набор команд предназначен для поиска и обработки информации в таблице по заданным пользователем условиям.



В зависимости от технологии создания запроса запросы делятся на постоянные и параметрическиеПостоянные запросы – это запросы, неменяющиеся в течекние длительного времени, параметрический запрос – это запрос.ю параметры выбора которого со временем меняются.

Создание запросов на выбор

Можно создавать с помощью мастера в режиме конструктора или программированием в режиме SQL. В условиях отбора, при написании используются следующие правила:

Перед вводом значения текстового или символьного поля должен стоять знак «=», а вводимая строк символов должна стоять в кавычках.

Высветить на экране предметы, начинающиеся на И, которые имеют лабораторные работы и экзамен.


Создание вычисляющих полей в запросах.

Запрос с пармметром.

Для того, чтобы ввести условие параметра необходимо в строке «условие отбора» ввести фразу в квадратных скобках.


Групповые операции.

При группировке используются следующие функции:

  1. Sum — сумма

  2. Avg — среднее арифметическое значение

  3. Min — минимальное значние

  4. Max — максимальное значение

  5. Count — количество записей, удовлетворяющих запросу

  6. StDev — среднее квадратическое отклонение

  7. Var — значение дисперсии

  8. First — первое значение, удовлетворяющее запросу

  9. Last — последнее


Статистический запрос.

Такие запросы вополняются в режиме групповые операции, только вместо режима группировка применяется любая функция.


Перекрёстный запрос.

В-это запросы, в которых происходит статистическая обработк данных, которая выводится в виде таблицы, похожей на сводную таблицу Exele. При сосставлении


В перекрёстном запросе должно быть минимум три поля:

  1. Заголовки строк (может быть 1 и более полей)

  2. Заголовок столбцов (может быть только)

  3. Поле выражения (значения)

  4. Условие отбора (не яаляяется обязательным)


С помощью форм можно осуществлять следующие действия:

1. Для ввода данных в таблицы

2. Для ввода условия обработки информации в запросах

3. Организация пользовательского меню


Создание форм для ввода данных.

С помощью этих форм можно вводить данные в таблицу, просматривать любую запись и коректировать данные. Прогрмма аксес осуществляет 7 способов коректирования форм.

Форма делится на 5 частей:

  1. Заголовок формы — здесь размещается название формы

  2. Верхний колонтитул

  3. Область данных — здесь хранятся данные, которые выводятся на экран

  4. Нижний колонтитул

  5. Примечание формы — этот раздел добавляется вместе с заголовком формы и при распечатывании многостраничной формы распологается внизу последней страницы.


При создании формы используются следующие команды

Aa — создание надписей

ab — позволяет создавать поле, в которое будет выводиться информация

кнопка — служит для управления формой.

Сводная рамка объекта — используется для объектов OLE

Присоединяемая рамка объектов

Разрыв страницы — используется, если список выводимых полей не помещается на экране.

Вкладка — эта команда используется, если поля для ввода данных не помещаются на одном листе интерфейса

Подчинённая форма отчёта — в одной фоорме находится другая

Кнопка оконного меню отключает 3 значка в верхнем правом углу формы.

Кнопки перехода отключают кнопки навигации по записям

Тип границ

Авторазмер -


Отчёты предназначены для вывода на печать результатов обработки информации.

Отчёты как и формы могут быть связаны с таблицами или запросами.

  1. Отчёты позволяют производить группировку данных по отдельным полям.

  2. Отчёты позволяют выводить данные с выполнением вычислений

  3. Отчёты могут быть оформлены в виде таблици, структура которых принята на предприятии.

В отчёты можно вставлять диаграммы

Access позволяет создавать отчёт несколькими способами:

  1. Автоотчёт конструктор

  2. Автоотчёт ленточный

  3. Автоотчёт ленточный

Hosted by uCoz